Структура и органы управления организацией

Структура муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 6" г.Балей

 

Организационная структура управления МБОУ "СОШ № 6"

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.

Первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Совет учреждения , педагогический совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.

Второй уровень - заместители директора образовательного учреждения . Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.

Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Третий уровень - методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

Четвертый уровень - учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления - самоуправления. Вертикальные связи в уровнях управления отражают формулу «власть - подчинение».

В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другое.

Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе - основной критерий оценки эффективности системы управления.

Другие критерии оценки эффективности управленческой модели предполагают учет:

1.динамики квалификационного уровня педагогов;

2.эффективности внедрения методов дифференциации и индивидуализации в педагогический процесс, его гуманизация и гуманитаризация;

3.информационного обеспечения, компьютеризации образовательного учреждения;

4.уровня развития органов соуправления и самоуправления;

5.уровня согласованности действий между структурными подразделениями школы для достижения конечной цели - подготовки выпускника к деятельности в реальных условиях жизни нашего общества.

Промежуточная оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результаты промежуточной аттестации обучающихся, изучение воспитанности, а также по результатам, достигнутым учащимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п.

Развитие системы управления школой на планируемый этап предполагает переход к системной модели управления образовательным учреждением, разработка которой и будет составлять один из блоков работы администрации школы.

В основе принятия управленческих решений лежат результаты ВШК, в системе которого выделяются два направления:

Учебно-воспитательный процесс:

 - контроль за выполнением программы всеобуча;

- контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;

-  контроль за реализацией права учащихся на получение образования;

 - контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;

 - контроль качества знаний, умений и навыков учащихся;

 - контроль за внеклассной работой по предметам;

- контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.

Педагогические кадры:

 - контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;

 - контроль за работой методических объединений;

 - контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;

 - контроль за самообразованием учителей;

 - контроль за состоянием методической работы;

 - контроль за повышением квалификации учителей.

Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.

Школа уже несколько лет работает в режиме экспериментальной деятельности, поэтому организационная структура управления школой строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления школой, можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

Уровень администрации - уровень директора и его заместителя.

Здесь происходят самые существенные изменения организационной структуры в школе.

Традиционными субъектами в структуре управления являются общешкольная конференция, совет учреждения ,педагогический совет, родительский комитет , совет учащихся . В структуре администрации школы есть социальный педагог и педагог-психолог  с функциями : диагностика обученности, обучаемости, учебных возможностей обучающихся,  возможностей учителей, выбор оптимальной для конкретного ученика программы и технологии обучения, учителя, той или иной системы организации образовательного  процесса, условий обучения и многое другое.

Уровень учителей - уровень учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования  и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных структур: временных творческих  и рабочих  групп , методических советов, проблемных семинаров  и др.

Уровень учащихся. Здесь учащиеся создают свои структуры: органы управления, советы, комитеты, комиссии, секции, клубы и объединения.

Усложнение функций современной образовательной школы, изменение содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности директора школы, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в системе "администрация - учитель - учащийся - родитель". Все это поднимает функционирование школы на новую, более высокую ступень и предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в школе, ее руководителям и их организационно - педагогической деятельности.

Теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение развития школы составляет функцию педагогического совета школы, методическое и информационное обеспечение осуществляет методический совет школы, методические объединения учителей-предметников. Функция организационного материального обеспечения возлагается на  Совет учреждения, в обязанности которого входит  и мобилизация всех участников образовательного  процесса (учителей, учащихся, родителей) на реализацию образовательной программы и развитие школы.

Особое место в организационно-педагогической деятельности директора занимают так называемые совещания при директоре, которые могут иметь форму планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов школьного коллектива.

     Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и управленческого аппарата.

    Система управления школой отражает как вертикальные, так и горизонтальные связи, что свидетельствует о ее демократизме, сочетании централизации и децентрализации. От четко скоординированной, спланированной и организованной работы всех звеньев системы управления школы зависит результативность процесса образования, который включает в себя обучение и воспитание школьников.

         Управление образовательным процессом осуществляется через систему внутришкольного контроля, систему мониторинга за качеством преподавания и уровнем обученности учащихся, состоянием их здоровья, уровнем воспитанности и развитием познавательной деятельности учащихся. Полученные результаты мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое решение по регулированию и коррекции образовательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с использованием технологических карт, схем анализа уроков и результатов деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и обобщения полученных результатов. Функцию контроля выполняет либо учитель, либо руководитель  МО, либо администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.

В школе развивается ученическое самоуправление. Структура школьного управления строится на 3-х уровнях: на первом - базисном - ученическое самоуправление в классном коллективе, на втором - школьная, ученическая, на третьем - общешкольное самоуправление в коллективе школы.

       Непременным условием развития школы является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. В школе работает выборный родительский комитет, решающий вопросы создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе - классный родительский комитет. Таким образом , организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает задачи:

  • создание в школе комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  • достижения нравственно-педагогического и духовного единства родителей;
  • формирование отношений сотрудничества, взаимного уважения и доверия.

УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ.

5.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

5.2. Компетенция Учредителя:

а) выполняет функции и полномочия Учредителя Учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;

б) утверждает Устав Учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) назначает (утверждает) руководителя Учреждения и прекращает его полномочия;

г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем Учреждения;

д) формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг в соответствии с предусмотренными Уставом Учреждения основными видами деятельности;

е) определяет перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества;

ж) предварительно согласовывает совершение Учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

з) принимает решения об одобрении сделок с участием Учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными в статье 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

и) устанавливает порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности Учреждения, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания;

к) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества Администрации муниципального района «Балейский район» Забайкальского края в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

л) согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 5.3. Устава, распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Учреждением Учредителем либо приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных его Учредителем на приобретение такого имущества;

м) согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 5.3. Устава, распоряжение недвижимым имуществом Учреждения, в том числе передачу его в аренду;

н) согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 5.3. Устава, внесение Учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, в уставный капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника;

о) согласовывает в случаях, предусмотренных федеральными законами, передачу некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;

п) осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;

р) определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

с) определяет предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности Учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем Учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;

т) осуществляет контроль за деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

у) осуществляет иные функции и полномочия Учредителя, установленные законодательством Российской Федерации, Забайкальского края и нормативными правовыми актами Администрации муниципального района «Балейский район» Забайкальского края.

5.3. Решения по вопросам, указанным в подпунктах «л», «м» и «н» пункта 5.2. принимаются Комитетом образования Администрации МР «Балейский район» по согласованию с Управлением экономики Администрации муниципального района «Балейский район», путем направления ему проекта решения.

5.4. Полномочия указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 5.2. осуществляются Администрацией муниципального района «Балейский район» Забайкальского края.

5.5. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, который назначается Учредителем.

5.6. Компетенция директора Учреждения:

а) представляет интересы Учреждения без доверенности во всех инстанциях;

б) осуществляет приём на работу, увольнение и перевод работников в соответствии со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации, распределяет должностные обязанности, несёт ответственность за уровень квалификации;

в) от имени Учреждения подписывает трудовые договоры и соглашения, заключает иные договоры, контракты, соглашения;

г) планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами;

д) утверждает расписание и графики работ;

е) издает приказы, дает указания, обязательные для всех работников Учреждения;

ж) устанавливает структуру управления деятельностью Учреждения и утверждает штатное расписание Учреждения;

з) устанавливает учебную нагрузку педагогических работников Учреждения;

и) в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть;

к) оказывает содействие в работе общественных организаций обучающихся, учителей;

л) решает другие вопросы деятельности Учреждения, не отнесенные к компетенции органов самоуправления Учреждения и Учредителя.

5.7. Директор Учреждения обязан соблюдать интересы Учреждения, прежде всего в отношении целей его деятельности, и не должен использовать возможности Учреждения или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами Учреждения.

В случае, если директор имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Учреждение, а также в случае иного противоречия интересов директора и Учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки директор обязан сообщить о своей заинтересованности Учредителю до момента принятия решения о заключении сделки, сделка должна быть одобрена Учредителем.

5.8. Директор Учреждения несёт ответственность перед обучающимися, родителями (законными представителями), Учредителем, государством и обществом за работу Учреждения в соответствии с Законодательством Российской Федерации и функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями.

5.9. Формой государственно-общественного управления в Учреждении является  Совет Учреждения; формами самоуправления в Учреждении являются - Общее собрание, Педагогический совет.

5.10.  Совет Учреждения является коллегиальным органом управления образовательным Учреждением, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления.

5.11. Полномочия Совета:

а) определяет основные направления (программы) развития Учреждения;

б) защищает и содействует в реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса;

в) участвует в определении компонента Учреждения в составе реализуемого федерального государственного образовательного стандарта общего образования, профилей обучения, систем оценивания знаний обучающихся при промежуточной аттестации и других существенных составляющих образовательного процесса;

г) содействует в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в общеобразовательном учреждении, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей населения;

д) осуществляет общественный контроль рационального использования выделяемых Учреждению бюджетных средств, доходов от собственной деятельности Учреждения и привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечивает прозрачность финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;

е) взаимодействует с Учредителем в формировании органов управления Учреждением, в подборе кандидатур и в замещении должности директора Учреждения, осуществляет общественный контроль за его деятельностью;

ж) ведет контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в Учреждении;

з) содействует реализации миссий образовательного Учреждения, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представителями местного сообщества;

и) согласовывает стимулирующую часть оплаты труда педагогических работников;

к) принимает решения об исключениях обучающихся из Учреждения;

л) содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения, определяет направление и порядок их расходования.

5.12. Совет Учреждения формируется в составе 11 членов, с использованием процедур выборов и  назначения .

Члены  Совета  Учреждения из числа родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования избираются на родительских собраниях: 1 представитель от родителей I ступени обучения, 1 представитель от родителей II ступени обучения, 1 представитель от родителей III ступени обучения, а также председатель общешкольного родительского комитета.

В состав Совета Учреждения  входят по одному представителю от обучающихся в  10-х, 11-х классах. Члены  Совета  Учреждения из числа обучающихся избираются на общем собрании старшеклассников. Общее количество членов  Совета  Учреждения из числа обучающихся составляет 2 человека.

Члены  Совета Учреждения из числа работников Учреждения составляют 3 человека: 1 - от работников I ступени обучения, 2 - от работников II и III ступеней обучения. В состав  Совета Учреждения  по должности входит директор Учреждения.

В состав  Совета Учреждения  входит один представитель Учредителя, делегированный Учредителем.

5.13.  Совет Учреждения выбирает из своего числа постоянного на срок полномочий председателя и  секретаря  Совета. Члены  Совета Учреждения избираются сроком на 2 года. В случае выбытия выборных членов  Совета Учреждения  в двухмесячный срок проводится процедура довыборов соответствующими собраниями.

5.14. Заседания  Совета Учреждения  проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца, а также по инициативе председателя или по требованию руководителя Учреждения. Решения  Совета Учреждения принимаются открытым голосованием. Решения  Совета Учреждения являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава  Совета Учреждения  и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих.

Решения  Совета Учреждения, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации, всех членов трудового коллектива, обучающихся Учреждения.

5.15. Трудовой коллектив Учреждения составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Полномочия трудового коллектива осуществляются Общим собранием.

5.16. Полномочия Общего собрания Учреждения:

а) рассматривает и принимает Устав Учреждения, изменения и дополнения, вносимые в него;

б) избирает делегатов на конференции, собрания различных уровней;

в) обсуждает и принимает «Правила внутреннего трудового распорядка», « Коллективный договор», «Положение об оплате труда».

5.17. Общее собрание проводится 2 раза в год. Решение Общего собрания считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей списочного состава работников Учреждения.

5.18. В целях развития и совершенствования профессионального мастерства и творческого роста учителей, определения стратегии и тактики функционирования и развития Учреждения действует Педагогический совет.

5.19. Членами Педагогического совета являются все сотрудники Учреждения, занятые образовательной деятельностью. Председателем Педагогического совета является директор. Директор своим приказом назначает секретаря Педагогического совета сроком на 1 год.

5.20. Педагогический совет собирается не реже 4 раз в год. Заседания Педагогического совета оформляются протоколами, которые хранятся в Учреждении.

5.21. Полномочия Педагогического совета:

а) разрабатывает общие подходы к созданию образовательной концепции Учреждения;

б) разрабатывает, обсуждает и принимает программы, проекты, планы развития Учреждения;

в) оценивает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт;

г) изучает, анализирует, обобщает результаты различных направлений деятельности педагогического коллектива;

д) принимает организационные решения;

е) разрабатывает практические решения, направленные на реализацию целей Учреждения, его концепции;

ж) вырабатывает общие подходы к организации деятельности, оценке ее результатов;

з) подводит итоги деятельности Учреждения за учебный год;

и) вносит предложения по улучшению деятельности Учреждения;

к) решает вопросы организации итоговой аттестации выпускников;

л) осуществляет коллегиальную разработку стратегии и тактики развития Учреждения;

м) обсуждает в случае необходимости успеваемость и поведение отдельных обучающихся в присутствии их родителей (законных представителей);

н) утверждает план работы Учреждения на учебный год;

у) утверждает характеристики работников, представляемых к почетному званию «Заслуженный учитель Российской Федерации» и почетному знаку «Почетный работник общего образования».

5.22. Решения Педагогического совета принимаются 2/3 голосов присутствующих. При равенстве голосов, решающим является голос председателя Педагогического совета.

5.23. В качестве общественных организаций в Учреждении действуют общешкольный, классные родительские комитеты. Они содействуют объединению усилий семьи и Учреждения в деле обучения и воспитания детей.

5.24. Родительские комитеты ведут протоколы родительских собраний и заседаний.

5.25. В Учреждении могут создаваться общественно-профессиональные объединения педагогических работников: научно-методический совет, методические объединения, факультеты,  деятельность которых регламентируется локальными актами.

5.26. В Учреждении допускается создание добровольных ученических организаций, объединений, детских движений. Учреждение предоставляет представителям ученических организаций и объединений необходимую информацию и допускает их к участию в заседаниях органов управления при обсуждении вопросов, касающихся интересов обучающихся.

Сруктурных подразделений и филиалов образовательная организация не имеет.

Восстановление пароля
Логин или E-mail:
`